18 февраля 2022

Ложные воспоминания: можно ли верить самому себе?

В этой статье мы расскажем о природе воспоминаний, о том, как они пополняются новыми деталями, искажаются со временем и почему это происходит с нами.

Для начала стоит уточнить, что возможности нашего мозга велики, как и количество выполняемых им функций. Тем не менее, к основным можно отнести обработку информации, регулирование работы систем организма и хранение информации. Современные ученые, полагаясь на результаты множества исследований, о некоторых из которых мы расскажем ниже, склонны утверждать, что наш мозг не записывает события в точности с тем, как они происходили в действительности, а лишь декодирует их.

Еще одним выводом, к которому пришли исследователи, считается факт того, что воспоминания не статичны и корректируются по мере возвращения к ним. Это значит, что каждый акт нашей памяти включает в себя процессы воображения и реконструкции.

Одним из главных когнитивных психологов и специалистов в области изучения памяти современности является Элизабет Лофтус. В ходе своих экспериментов она доказала, что воспоминания человека не только пластичны, но еще и могут искажаться под воздействием наводящих вопросов. Она провела эксперимент, в котором испытуемым демонстрировали ролик, где восемь студентов громили университетскую аудиторию. После просмотра испытуемых разделили на две группы. Первую группу спросили: «Был ли лидер четырех бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?». Для второй группы вопрос был иным: «Был ли лидер 12 бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?». В конце недели испытуемых вновь опрашивали и выяснили, что первая группа видела около 6 бунтовщиков на видео. В то время как вторая группа была склонна полагать, что на видео присутствовало около 9 бунтовщиков.

Похожий эксперимент проводился среди испытуемых, которым предлагался к просмотру видеоролик с аварией1. Исследователи разделили зрителей на группы и предлагали им определить примерную скорость автомобиля во время происшествия. Одной группе предлагалось ответить на вопрос: «С какой скоростью ехали машины, когда они соприкоснулись?». Другую группу спрашивали: «С какой скоростью ехали машины, когда они врезались?». Конечно же, человек на вид не может точно определить скорость, поэтому первая группа примерно оценивала скорость как 9 миль в час, в то время как вторая группа была склонна полагать, что скорость ровнялась примерно 13 милям в час. Интересно в данном исследовании и то, что через неделю тем же испытуемым предлагалось вспомнить наличие разбитого стекла у автомобиля. В группе со словом «соприкоснулись» 7% испытуемых смогли вспомнить разбитое стекло, а в группе, получавшей в вопросе слово «врезались» 14% испытуемых были склонны полагать, что стекло действительно разбилось. Однако во время происшествия на ролике стекло оставалось целым.

7ca118884d5e0c0cdbd532278c087cfa.jpg

Так, ученые доказали, что наводящие вопросы и свидетельства других очевидцев событий могут искажать наши воспоминания. Но на этом эксперименты с памятью не закончились. Было доказано, что воспоминания можно не только изменить с помощью наводящих вопросов, но и в сознание человека можно легко внедрить ложное воспоминание. Одним из классических доказательств этого факта является случай с похищением мальчика.

Одно из самых ранних воспоминаний Жана Пиаже относится к тому времени, когда ему шёл второй год. Будучи уже в преклонном возрасте, он всё ещё мог отчётливо видеть сцену, в достоверность которой верил до 15 лет. Вот как он сам описывает свои воспоминания:

«Я сидел в коляске, которую моя няня толкала по Елисейским полям, когда меня попытался похитить мужчина. Меня держали за ремешок, застегнутый вокруг меня, пока моя няня отважно пыталась встать между мной и похитителем. Она получила различные царапины, и я все еще вижу их на ее лице (в воспоминаниях). Затем собралась толпа, подошел полицейский в коротком плаще и с белой дубинкой, а мужчина (похититель) бросился наутек. Я все еще вижу всю эту сцену и даже могу визуализировать ее возле станции метро»2.

На самом деле, этой ситуации никогда не происходило. Родителям Жана пришло письмо от няни, когда ему было уже 15 лет. В письме говорилось, что няня вступила в Армию Спасения, а потому хочет исправить свои прошлые ошибки, в том числе вернуть часы, подаренные ей за спасение своего сына. А все потому, что она выдумала эту историю. Жан считал попытку похищения своим настоящим воспоминанием, которое периодически укреплялось в его памяти рассказами родителей.

Подведем итог. Эмоциональность воспоминания и убежденность в его действительности не гарантирует его точность и правдивость. Главной причиной этого феномена считается особенность формирования памяти. Основная проблема состоит в том, что в момент формирования воспоминания оно является «хрупким», потому как на него оказывает воздействие множество факторов, в том числе эмоциональный контекст и настроение человека. Позже воспоминание хранится в той или иной степени без изменений, ровно до тех пор, пока мы им не пользуемся, но каждый раз, когда мы к нему обращаемся, оно вновь становится пластичным, гибким и поддается внесению корректировок. Именно эта особенность нашей памяти позволяет современным специалистам применять экспозиционную терапию для лечения тревожных расстройств, фобий и посттравматического синдрома. Погружая пациента в тревожное прошлое, будучи в безопасной обстановке его воспоминание «перезаписывается», меняя эмоциональный фон.

Мы являемся частью огромной экосистемы, многое в ней еще не изучено и не изведано. Продолжайте узнавать новое о человеке и окружающем его мире вместе с командой Notivory на нашем сайте: www.notivory.com


1. Reconstruction of automobile destruction: An example of the interaction between language and memory

2. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова «Психология памяти»

Назад к списку новостей

Поддержите Фонд, огласка — лучший способ сохранения животных